Культ деревьев

kultderevaДревние племена обожествляли и одухотворяли окружающий мир и силы природы, почитали растения и животных. Эта основа дала толчок для формирования верований и первобытных религий, которые свойственны всем народам мира.

С культом деревьев связано множество обрядов, поверий, примет. Отдельные деревья и рощи считались обиталищем духов, им приписывались магические свойства.

Поклонение духам, населяющим деревья, было широко распространено у славян и народов Западной Европы. До наших дней сохранились предания о несчастных жертвах, заживо замурованных в стены и фундаменты деревянных (позднее – каменных) сооружений. Чаще всего приношения духам составляли дети и молодые женщины. В таком случае постройка обещала стоять долгое время.

Подобную жестокость можно объяснить: древние люди полагали, что жертвоприношения компенсируют древесным духам срубленные (т.е. умерщвленные) деревья. Правда, со временем жрецы научились обманывать свирепых духов и заменять человеческие жертвы закланием животных.

Отождествление дерева с живым существом, его уважение и почитание имело широкое распространение у всех славян – они верили, что деревья ощущают боль. Треск сломанной ветки или скрип расколотого дерева ассоциировался с болезненными стонами, увядание – с иссушающим горем. Если дерево рубили топором, выделяемый сок считался кровью.

Почитались как отдельные деревья, так и целые рощи. Их объявляли заповедными, туда приходили просить защиты и решить различные проблемы, исцелиться от болезней или помочь в делах сердечных. В священных рощах не охотились, не собирали хворост и, конечно, не рубили деревья.

Дабы умилостивить древесных духов, на ветках развешивали лоскуты, полотенца, ленточки, одежду. Деревьям молились, прикасались к ним. Чтобы обрести здоровье, через дупла и расщелины священных деревьев перелезали больные.

У южных славян различные торжества и обряды проходили у священного дерева, так называемого «записа». Вокруг него «венчали» молодоженов, закалывали жертвенных животных, собирались на праздничную трапезу, зажигали костры на Масленицу.

Отдельно стоящие крупные вязы и дубы считались заповедными, им запрещалось наносить какой-либо вред, а нарушение обета грозило неурожаем, мором скота и даже смертью. Считалось, что такие деревья покровительствуют окрестным селам, домам, колодцам, оберегая их от лиха.

Образ дерева был метафорой дороги, по которой можно достичь потустороннего мира, поэтому деревья были неотъемлемой частью обрядов и поверий, связанных со смертью. Славяне верили, что души умерших переселялись в деревья. У белорусов считалось, что в скрипучем дереве томится неупокоенный дух, который просит помолиться за него. Сербы высаживали деревья на могилах, полагая, что душа усопшего найдет там приют. Поэтому большим грехом считалось срывать плоды и ломать ветви деревьев, растущих на кладбище.

Христианство не сразу обрело популярность у славянских народов. Чтобы привлечь неофитов в храмы, их стали строить в священных рощах. Сохранившиеся письменные и устные предания повествуют о постройке церквей поблизости особо почитаемых деревьев.

Глория Марис

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *