Осиновый кол — билет в один конец

59Всем известно, что самые эффективные средства против упырей и прочей нечисти – святая вода, чеснок и осиновый кол. Если с первыми ингредиентами картина более-менее ясна, то по поводу последнего предмета возникает вполне резонный вопрос — почему именно осиновый кол обладает столь мощным магическим эффектом? Чем плох, скажем, кол из ореха или березы?

По верованиям наших далеких пращуров осина служила для неупокоенных душ надежным проводником в иной мир. Вбивая в грудь мертвеца осиновый кол, или же кладя в гроб осиновый крестик, его навечно отправляли в загробную жизнь. Покойник, награжденный таким «билетом в одни конец», никогда уже не мог вернуться в мир людей и вредить им.

Вообще осина издавна пользуется, мягко говоря, не очень доброй славой у многих народов. У славян дерево считалось проклятым и широко использовалось в колдовских обрядах и черной магии. Предания, дошедшие до нас из глубокой древности, повествуют о том, как подземный бог Велес, спасаясь от преследования могущественного Перуна, обернулся змеем и укрылся в ветвях осины. Этим объясняли, почему молнии (перуновы стрелы) так часто метят именно в осину во время разыгравшейся грозы, а листья непрерывно дрожат от страха, опасаясь гнева светлых богов.

С приходом христианства отношение к дереву не изменилось. Считалось, что осина дрожанием листвы выдала Богородицу с младенцем-Ииисусом, когда они прятались под деревом, спасаясь от преследований Ирода. Также, согласно легендам, из осиновой древесины был изготовлен крест, на котором распяли Христа. А предатель Иуда повесился на осине, потому что другие деревья не приняли грешника.

Осину не сажали вблизи жилья, не строили из нее домов, старались подолгу не бродить в осинниках, чтобы не стать жертвой проделок лешего. Считалось, случайно заснув под осиной, можно совершить путешествие в мир духов. Верили, что в осинниках обитают черти, поэтому отдых в тени дерева мог закончиться весьма плачевно.

Однако без помощи «проклятого дерева» не мог обойтись ни один чародей. Например, чтобы обернуться волком или другим животным, человек должен был перекувыркнуться пять раз через осиновый пень. Ветка дерева, брошенная деревенским колдуном под ноги, сбивала путника с дороги. А уж осиновый колышек, незаметно вбитый под основание дома, был способен забрать здоровье и силы у всех домочадцев.

Способность дерева отделять мир живых и мир мертвых использовали не только во зло. Осиновым колом очерчивали круг, дабы защититься от козней лешего, если приходилось заночевать в лесу. Палочками из осины брали предмет, если считали его «порченым». Осиновые прутики, положенные в колыбель, спасали новорожденного от дурного глаза и страшных снов.

Накануне купальской ночи и Юрьева дня ветки осины втыкали стены хлева, ворота, сараи для того, чтобы помешать ведьмам воровать молоко.

Свойство поглощать деревом любую энергию также широко применялось для лечения недугов. Осину просили «принять» болезнь, с помощью наговоров на нее сводили многие хвори, особенно лихорадки. Одежду занедужившего человека нередко развешивали на ветвях или закапывали под деревом, заколачивали в ствол ногти и волосы. Осиновое полено считалось универсальным средством от судорог – стоило лишь приложить его к больному месту. Нередко с деревом заключали своеобразный договор – клялись не наносить ему никакого вреда в обмен на здоровье.

Если дома из осины встретить было практически невозможно, то осиновые бревна в основании бани и банная утварь (ковши, корыта, шайки) использовались повсеместно. Согласно верованиям славян, таким образом, незримый хозяин бани, или «банник» не мог привести в человеческое жилище гостей из мира Нави.

Кору применяли в дублении кожи, а также для получения красителей желтых и зеленых оттенков. Несколько прутиков, брошенных в кадушку с квашеной капустой, не давали ей забродить. Охотники, бродящие по лесам зимой, ели кору, чтобы восстановить силы и снять усталость.

Если отбросить мистическую подоплеку и всяческие поверья, осина представляет собой весьма любопытное дерево. Она состоит в близком родстве с тополями, ее название переводится с латыни как «тополь дрожащий». Постоянное колебание листьев на самом деле происходит вовсе не от вечного страха, приписываемого дереву народной молвой, а из-за длинного и плоского листового черешка. У остальных деревьев черешки имеют обычно цилиндрическую форму.

По сравнению с остальными деревьями век осины короток – она редко доживает до столетнего юбилея. Ее древесина подвержена гниению, поэтому многие деревья ломаются во время непогоды. Также у осины возникают сложности при размножении семенами: они быстро теряют всхожесть и прорастают при относительно высокой влажности. Поэтому чаще всего дерево размножается корневыми отпрысками. Мощная корневая система, расположенная глубоко под землей, помогает пережить осине обширные лесные пожары.

С наступлением осени можно наблюдать интересное явление – вместе с листьями у осин наблюдается… веткопад! Кстати, до сих пор неизвестно, почему дерево избавляется от внешне здоровых и молодых прутиков.

Говорят, что если постоять рядом с деревом или прикоснуться к нему, можно избавиться от головной боли. Может быть, прежде чем бежать в аптеку за спасительными таблетками, просто выйти на прогулку и попросить дерево о помощи?

Глория Марис

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *